Красноярск, ул. Алексеева, 49
ДЦ "Вертикали", оф. 7-15 (7 этаж)

Режим работы:
9:00 - 18:00
обед 13:00 - 14:00

Многоканальный телефон:
(391) 989-78-00

Обзор основных изменений N63-ФЗ Об электронной подписи

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Расскажем об особенностях данного законопроекта, затрагивающих N63-ФЗ ‎"Об электронной подписи".

1. Полномочный сертификат.

Вводится понятие "полномочный сертификат". Полномочные сертификаты будут двух видов:

  • Полномочный сертификат государственного органа – это квалифицированный сертификат, который содержит сведения о физическом лице – руководителе государственного органа, в части информации о его полномочиях. Такой сертификат может быть создан только аккредитованным удостоверяющим центром Федерального казначейства. Этот УЦ уже выдает сертификаты электронной подписи государственным органам для участия в государственных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • Полномочный сертификат юридического лица – это квалифицированный сертификат, который содержит сведения о физическом лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Такой сертификат может быть создан только аккредитованным удостоверяющим центром Минкомсвязи России.

Сертификаты для государственных органов будут бесплатными, тогда как для юридических лиц, скорее всего, выпуск сертификатов станет платной услугой. Эта часть рынка оказывается закрытой для коммерческих УЦ, так как законопроект устанавливает закрытый перечень УЦ. К этой теме мы вернёмся чуть позже.

Использование полномочных сертификатов в информационных системах для совершения юридически значимых действий допускается лишь руководителем, директором и т.д. Возможно использование квалифицированных сертификатов, оформленных на лицо, не являющееся руководителем. В этом случае необходимо оформить доверенность, заверенную подписью, основанной на полномочном сертификате. Требования к форме и формату доверенности устанавливают владельцы информационных систем.

Таким образом, Минкомсвязь России решает проблему, при которой государственные органы и юридические лица не могут применять один сертификат в информационных системах разных ведомств и вынуждены приобретать разные виды сертификатов. Необходимость создания единой подписи давно обсуждается, поэтому появление данной инициативы было ожидаемо. При этом непонятно, почему требования к доверенностям для лиц, не являющихся руководителями, устанавливают операторы информационных систем. Ведь это повлечет за собой необходимость формирования доверенности для каждой из информационных систем, и концепция «единого инструмента» не будет реализована в полной мере.

2. Доверенная третья сторона.

Вводится понятие "доверенная третья сторона". Это Минкомсвязь России или организация, прошедшая процедуру аккредитации третьих лиц в Минкомсвязи. Процедура аккредитации доверенных третьих лиц будет прописана в статье 18.2 и во многом повторяет текущую процедуру аккредитации УЦ. Третья сторона осуществляет деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах, а также документально подтверждает результаты такой проверки.

3. Аккредитация Удостоверяющего центра.

В часть 1 статьи 16 N63-ФЗ ‎«Об электронной подписи» вносятся кардинальные изменения. Согласно документу аккредитация осуществляется в отношении:

  • Федерального казначейства (или подведомственной Федеральному казначейству организации);
  • Подведомственных организаций Минкомсвязи;
  • Федеральной налоговой службы (или подведомственной Федеральной налоговой службе организации).

На этом список заканчивается. Остальные, функционирующие на данный момент УЦ (созданные как государственными, так и коммерческими структурами), которых на 2 апреля 2018 года насчитывается более 450, теряют право на получение аккредитации и постепенно прекратят деятельность по выпуску квалифицированных сертификатов. Государственные органы будут получать квалифицированные сертификаты в УЦ Федерального казначейства, юридические и физические лица – в Минкомсвязи и подведомственных организациях (искренне надеемся, что полномочия достанутся не ФГУП «Почта России»). При этом вручением сертификатов разрешили заниматься МФЦ и нотариусам. Какую роль при этом отведут ФНС пока неясно.

Изменятся и правила аккредитации в части требований к стоимости чистых активов и наличию финансового обеспечения ответственности за убытки. Данные требования к государственным органам, получающим аккредитацию, и раньше не применялись. Таким образом, с рынка электронных подписей убирают коммерческие удостоверяющие центры. С технической и организационной точки зрения Регулятору в области использования электронной подписи нужно проделать немалую работу, чтобы покрыть возрастающие потребности рынка в квалифицированных сертификатах. Интересен тот факт, что данные изменения, несомненно, одни из самых значительных в рассматриваемом законопроекте, не зафиксированы в описательной части и присутствуют в законопроекте "между строк".

Законопроект предусматривает, что новые правила аккредитации УЦ вступят в силу по истечении 2 лет со дня официального опубликования.

UPD 16.04.2018. Ассоциация "РОСЭУ" (Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг) опубликовала открытое письмо министру связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифорову, содержащее замечания и предложения в связи с внесением поправок в 63-ФЗ ‎"Об электронной подписи". В Ассоциацию входят крупнейшие участники рынка электронных услуг в Российской Федерации: "СКБ Контур", "Крипто-Про", "Актив", "Инфотекс Интернет Траст" и другие. В письме обозначены возможные негативные последствия принятия законопроекта и вносятся предложения по регуляции отрасли, которые позволят избежать разрушения существующей системы аккредитованных удостоверяющих центров.

Материалы по теме:
1. Законопроект на портале проектов нормативных правовых актов.
2. Текущая версия текста проекта нормативного правового акта.
3. Сводный отчет в отношении нормативного правового акта.
4. Письмо Ассоциации "РОСЭУ" в Минкомсвязи России.